Translate

Художник иллюстратор или рисунок нейросети: результаты теста


Наталья Бондарь

Наталья Бондарь

Здравствуйте. Уже второй год все только и делают, что говорят про нейросети. И конечно, много разговоров о том, как быстро нейрохудожники заменят обычных художников. Вот уже и профессии новые появились, и выставки нейроарта стали отдельным видом искусства. Поэтому еще в прошлом году мы запустили услугу «Обложка от нейросети»: обучили дизайнера превращать ваши идеи в изображения – в несколько раз быстрее, чем если бы Вы обратились к художнику, и в 10 возможных вариантах в рамках одной услуги.

И вот мы решили провести тест, что лучше искусственное творчество нейросети или работа художника - иллюстратора.
Легко угадать, когда угадывать легко  
Мы провели опрос среди читателей и писателей. Попросили их угадать авторство девяти обложек. 861 человек оставили свой голос: 590 писателей и 271 читатель. Вот что мы узнали. Из девяти предложенных обложек пять угадали больше 50% проголосовавших. Среди самых угадываемых обложек – «Скорая» Алексея Кулакова, «Пламя души» Дэниэла Райтера и «Принц Голубых Цветов» Рю Чжуна.

Во всех трех случаях угадать авторство было легко:
 
ТОП-3 самых угадываемых обложек
   
В случае со «Скорой» видна очень четкая графическая проработка – явно здесь поработал художник-человек. Иллюстрацию на обложке можно долго рассматривать:
  • найти мелкие прорисованные детали;
  • увидеть, что линии расположены по задумке;
  • заметить, что нет дисбаланса композиции;
Также просвещенному человеку угадать помогает знание, что нейросети пока что рисуют графику не так точно, как художники.

В случае с «Пламенем души» и «Принцем Голубых Цветов» можно заметить «машинное» исполнение: есть вопросы к симметрии композиции, много ярких цветов и нет четких переходов из оттенка в оттенок. Картинок в таких стилях мы видели много, именно из-за них нейрокартинки стали узнаваемыми. Профессиональные иллюстраторы строго следят за совершенством композиции и цветовой гаммой, в их работе вы всегда почувствуете закономерность.
Получается, что человек, сопоставив обложку со своим опытом, неплохо угадывает ее происхождение. Но, за редкими исключениями, всегда оказывается минимум 30% людей, которые принимают нейрообложки за работу художника.

Это значительный процент, и он показывает, что далеко не все люди отличают авторство человека от нейросети.
Хороший рисунок нейросети легко перепутать с работой художника иллюстратора, которая всегда хороша  
Гораздо сложнее угадать, когда у заказчика обложки был референс для нейрохудожника. В таких случаях нейросеть уже использует заданный стиль или образ – становится в большей степени художником, чем в случаях без референсов. Также сложно угадать, когда иллюстратор по запросу автора добавляет на обложку много деталей.

Авторство нейросети в книгах «Черные пятна на белом халате» Арсена Маммаева и «Звезда желаний» Натальи Истоминой угадали всего 26% и 34.9% из всех опрошенных соответственно. В книге Лесаны Пустоваловой «Белые клочья зимы» аудитория угадала нейросеть, но явно сомневалась – 54.7% угадываний.

Я обратилась к Ксении Ложкиной, которая курировала работу над этими обложками. И мы выяснили, что во всех трех случаях автор знал, какой он хочет видеть обложку. Но подходы у авторов были очень разные.
 
Меньше всего угадываний
   
В случае с книгой «Черные пятна на белом халате» не было визуального и стилевого референса и важно было правильно подобрать промт. Мы стремились, чтобы предложенные варианты картинок максимально соответствовали тому, какой автор видит обложку у себя в голове.

Комментарий Ксении Ложкиной:

«От запроса "Настроение мрачное, настроение боли, так как книга о стоматологии. Зубы. Белый халат. Деньги. Взятка. Игровая зависимость. Кровь. Зима. Холод. Цветовая гамма — зимняя ночь" мы пришли к запросу "Зимне-ночной фон, молодой человек в белом медицинском халате (должен быть обязательно молодой), уставший, смотрит в окно, может, стоя, может, сидящий на стуле; если сидящий, то в маске и перчатках"».

Ксения Ложкина
У автора книги «Звезда желаний» был стилевой референс и четкое задание для промта, поэтому задача заключалась в том, чтобы максимально попасть и в стиль, и в композицию, которую автор хотел бы видеть.

Комментарий Ксении Ложкиной:

«Мы располагали референсом, в стилистику которого, на мой взгляд, четко попали, и текстовым описанием: "Два мальчика-близнеца смотрят на звездное небо. Можно показать их сбоку или со спины. Стоят у раскрытого окна. На улице лето, звездная ночь. Хорошо бы нарисовать падающую звезду. Одежда не принципиальна. Возраст 7-8 лет". Затем сделали пару макетов, внесли по просьбе автора правки в название и в оформление текста на задней сторонке».

Ксения Ложкина
Из переписки с автором книги «Белые клочья зимы» мы выяснили, что из всего ряда образов, которые указаны в задании для дизайнера, предпочтителен именно рояль на снегу. С этим образом у автора уже была любительская обложка, на которую можно было ориентироваться.
«Алгоритм вечной молодости» Евгения Голомолзина и «Инволюцию» А. Кауф рисовали иллюстраторы  
Но руку человека в этих обложках угадали всего 39.2% и 47.89% соответственно. За комментариями я обратилась к Жанне Козловой, которая курирует работу с иллюстраторами.
Комментарий Жанны Козловой:
Жанна Козлова

«Автор книги "Алгоритм вечной молодости" составил хорошее и четкое задание дизайнеру: "Внешность – европеоидная. Фея должна быть юной, свежей, божественно красивой. Вместе с тем мудрой. Вечная молодость – это про нее. Ей может быть 70, отсюда – мудрость, но выглядит она на все 20-25. Она знает, как этого достичь. Поза не важна. Главное – парение, полет, невесомость"».

Картинка получилась детальная и яркая, но дизайнеру пришлось постараться, чтобы расположить текст на лицевой стороне, чтобы он не перекрывал иллюстрацию. Гамма этой обложки очень смелая и прорисовка детальная. И пожалуй, из-за смелости человеку, подозревающему нейрохудожника, оказалось сложно рассмотреть кропотливую работу иллюстратора.
Для обложки книги «Инволюция» автор придумал классную идею, которую видел в нескольких вариантах и не смог определиться с итоговым. Поэтому здесь художнику пришлось потрудиться над гаммой и расположением элементов: кошка «двигалась» по обложке, менялся фон и детализация.

Комментарий Жанны Козловой:
Жанна Козлова

«Дизайнеру, который компоновал обложку, иллюстрация понравилась – в итоге он даже добавил на задник книги элементы стекла из итогового изображения. Для этой обложки подготовили варианты с молочным и черным фоном, в финале автор выбрала эффектную темную обложку».

Почему же авторство обложек неочевидно?  
Потому что в любом случае итоговый вариант зависел от того, насколько хорошо сформировалась сама идея обложки. Когда писатель понял, чего хочет, встретил оригинальный стиль и сюжет, читатель это чувствует. Угадать нейросеть сложно, когда писатель не допускает вольностей в композиции и отсекает варианты с лишними элементами. Угадать иллюстратора сложно, когда элементов на обложке нарисовано много, но идею о том, как они складываются в общую картину, писатель не продумал.
Угаданные обложки
   
Работать с нейросетью легче, если вы пока не можете до конца сформулировать идею композиции и находитесь в поиске. Вам нужно будет выбрать ту самую картинку из 10 вариантов. В большинстве случаев среди них вы найдете подходящий вариант. Обращаться к иллюстратору стоит тогда, когда вам обязательно нужно нарисовать графику, сделать детализированную прорисовку и расположить конкретные элементы в композицию. Но в этом случае помните, что при постоянном добавлении, дорисовке и перекомпановке элементов и вы, и художник можете запутаться. Вам четко нужно знать и помнить, какой элемент главный, где будет название книги, чего быть на обложке не должно. И лучше это контролировать, ведь иллюстратор нарисует и поправит композицию так, как вы скажете.

Нейросеть создана вас удивлять. Иллюстратор работает четко по вашей идее.
Полезный совет.

Определитесь, на какие компромиссы вы не готовы идти. В случае с обложкой для «Скорой» автору был важен стиль иллюстратора-графика. Он также хотел разместить на обложке «пасхалки» из книги – тут требовался иллюстратор, причем конкретный иллюстратор.

В случае со «Звездой желаний» важен был только стиль определенного иллюстратора – с этим нейросеть уже хорошо справляется. Автору «Принца Голубых Цветов» нужен был портрет героя по центру, но такой, чтобы оставалось место для длинного названия, исполненного в рукописном стиле. В случае с «Белыми клочьями зимы» у автора был четкий образ.

Со всем этим хорошо справляется искусственный интеллект, а основная работа человека сводится к компоновке картинки со шрифтом. Если конкретные детали для вас важнее стиля и яркости – рисуйте обложку с иллюстратором.
Напоследок: любимые обложки читателей  
Опрашивая читателей, мы добавили дополнительный вопрос, попросили оценить обложки субъективно: нравится / не нравится. Итог: все три обложки, которые больше всего понравились читателям, нарисовала нейросеть.
 
Топ-3 лучших обложек
   

Если вы не понимаете, какой вариант подходит Вам - пишите, звоните, обращайтесь.  Мы поможем вам разобраться и сделаем путь к хорошей обложке приятным. Кстати, существуют и другие варианты создания обложки. Например, можно сделать коллаж с вашей, уже готовой, картинкой.