Translate

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Л. Э. Слуцкий, к.э.н., зам. пред. Комитета Госдумы РФ по международным делам,
 тел.: (095) 292-44-48, факс: (095) 292-22-26
По мнению многих ученых и специалистов[1] появление открытого образования правомерно рассматривать в качестве нового исторического этапа в развитии образования. Ими был также отмечен консерватизм, объективно присущий исследуемой сфере деятельности. В промышленности, энергетике, транспорте, сфере политических отношений и т.п. базовые технологии меняются по несколько раз в столетие (в XX веке значительно чаще). В профессиональном образовании такая технология, выработанная в средневековых университетах Европы вXIV – XV веках, сохранилась почти неизменной вплоть до XXI века. Главным элементом образовательного процесса по-прежнему является односторонняя передача студенту соответствующих знаний или практических навыков со стороны преподавателя. Основополагающим принципом обучения является «образование на всю жизнь», когда блок профессиональных знаний, полученный студентом за время учебы в высшем или среднем профессиональным учебном заведении, в дальнейшем только несколько дополняется и модернизируется в режиме повышения квалификации. При этом процесс повышения квалификации также построен по схеме репродуцирования знаний преподавателя.
Недостатки традиционных форм получения образования не является объектом специального изучения настоящей статьи. Их анализ уже проводился различными авторами, в том числе и методом сопоставления с соответствующим потенциалом открытого образования. Наше внимание привлек только один вопрос, не нашедший достаточного отражения в имеющихся научных трудах. Как уже отмечалось ранее, традиционное образование направлено главным образом на приобретение студентом минимума знаний и навыков, необходимых в рамках избранной им специальности. Вопросы становления его  как  личности отходят при этом на второй план. Для современной России этот недостаток традиционного образования имеет особую актуальность. Для нас очевидна потребность в ускоренном формировании предпринимательского мышления среди широких социальных слоев ее населения и особенно – среди молодежи. Лучшие возможности открытого образования в решении этой задачи не подлежат сомнению. Своей главной задачей оно ставит воспитание у обучаемого соответствующего мировоззрения, на которое в дальнейшем накладываются необходимые профессиональные знания.
В области экономического образования этот подход предполагает в первую очередь усвоение общей философии современного бизнеса. Значимость новой парадигмы образования может быть проиллюстрирована следующим примером. Студент «классического» университета при изучении науки управления персоналом обучается, прежде всего, прикладным методам организации кадрового направления деятельности предприятия и приемам воздействия на его сотрудников. Все они имеют в своей основе базовую методологию менеджмента и его общую логику: «постановка целей – организация процесса их реализации – контроль над процессом – оценка его результатов в сопоставлении с запланированными целями». В результате на подсознательном уровне у будущих руководителей формируется идеология отношения к наемному персоналу как к одному из многих видов ресурсов, используемых в деятельности предприятия. Современная теория персонального менеджмента, основанная на доктрине «развития человеческих ресурсов организации», такой подход категорически отрицает. Но для осознанного понимания правильности этой доктрины, обучаемый должен вначале получить общее представление о «точках пересечения» экономических интересов предпринимателя и наемного работника. Это как раз и является одной из необходимых составляющих философии бизнеса как образа мышления, а не набора прикладных навыков менеджера. Воспитать подобную идеологию с помощью традиционных подходов к организации учебного процесса значительно сложнее, чем в системе открытого образования.       
В своем современном виде система открытого образования сложилась к концу 80-х годов. Основной причиной и одновременно главной предпосылкой ее появления выступила глобальная информатизация экономики и общества в целом. Повсеместное распространение компьютеров и появление новых технологий связи привело к созданию международных систем компьютерных коммуникаций и баз данных, в первую очередь, Интернета. Уже к концу прошлого века в странах со сформированной рыночной экономикой проявилась тенденция трансформации процесса функционирования капитала из традиционной товарно-денежной в информационно-денежную форму.  Все в большем числе отраслей  информация выступает в качестве, с одной стороны, наиболее важного и капиталоемкого из потребляемых предприятием ресурсов и, с другой стороны, наиболее рентабельного из производимых им товаров. Сегодня информация превратилась в самостоятельную экономическую категорию, что проявилось в создании нового рынка со всей сопутствующей инфраструктурой и специфическими экономическими отношениями между его участниками.
Рассмотренная тенденция является объектом самостоятельных и, вероятно, наиболее перспективных исследований со стороны экономической науки. С учетом задач статьи нас интересует одно из многих направлений проявления этой тенденции, связанное с его социальными последствиями и определенными ими изменениями в структуре спроса на образовательные услуги. Здесь следует отметить угрозу углубления социального расслоения современного общества из-за неравномерного распределения информации. В  любой исторический период больший доступ к информации являлся важным преимуществом правящих классов. Так, на ранней стадии развития рыночной экономики основным потребителем информации, наряду с аппаратом государственной власти, была крупная буржуазия в лице представителей промышленного, торгового и, особенно, финансового капитала. На современном этапе развития человеческой цивилизации основной объем информационных ресурсов потребляется средним классом, который преимущественно образуется малыми предпринимателями и квалифицированными наемными работниками. Первым условием попадания гражданина в любую их этих категорий является наличие профессионального образования, вторым – доступ к постоянно обновляемой специальной информации. Таким образом, предпосылкой дальнейшего увеличения среднего класса в современном обществе выступает обеспечение свободного доступа любого гражданина общества к образовательным и информационным продуктам. Следует также отметить, что одним из главных требований к результатам современного образования выступает приобретение обучаемым навыков самостоятельной работы с информацией, в том числе и ее поиска. Лучшие возможности для решения сформулированных выше задач обеспечивает открытое образование, основными принципами которого являются:
Þ      свобода доступа к профессиональному образованию, обеспеченная отказом от механизма поступления в вуз или колледж на конкурсной основе;
Þ      свобода выбора места обучения, не ограниченная местом постоянного проживания и работы обучаемого;
Þ      свобода выбора образовательных продуктов, обеспеченная возможностью индивидуального подхода к формированию учебной программы путем выбора из широкого набора дисциплин;
Þ      свобода выбора времени начала и общей продолжительности обучения, обеспеченная отказом от фиксированных сроков зачисления и обучения в рамках посеместрового планирования учебного процесса;
Þ      свобода выбора формы организации обучения, обеспеченная правом обучаемого как лично присутствовать в аудитории, так и воспользоваться современными образовательными технологиями на основе принципа «on-line». 
Сегодня за рубежом функционируют несколько сотен образовательных учреждений, использующих технологии открытого образования. К их числу относятся некоторые «старые» университеты, наряду с традиционными образовательными продуктами предлагающие и услуги дистанционного образования; виртуальные университеты, реализующие свои продукты только с использованием компьютерных коммуникаций; телеуниверситеты, где преподавание осуществляется с помощью TV – каналов; различные консорциумы образовательных учреждений и т.п. Наиболее известными учебными заведениями в этой области являются Открытые университеты Великобритании, Нидерландов и Израиля, французский Национальный центр дистанционного образования, институт открытого обучения Гонконга,  Калифорнийский виртуальный университет. С каждым годом растут количественные и качественные показатели, отражающие динамику развития системы открытого образования. Так, в конце 90-х годов в Открытом университете Великобритании обучалось около 168 тысяч студентов, Калифорнийский виртуальный университет предлагает сегодня до 1700 сетевых курсов, всего же в США на цели развития новых форм образования только в 1998/1999 учебном году было израсходовано более полутора миллиардов долларов[2].  
Становление системы открытого образования практически совпало во времени с периодом рыночной трансформации российской экономики. Это позволило избежать традиционного для отечественных условий отставания во внедрении «пионерных технологий». Кроме того, последствия экономического кризиса столь разрушительно отразились на системе профессионального образования, что поиск новых путей ее развития стал неизбежен. Уже в начале 90-х годов специалисты некоторых московских вузов приступили к изучению имеющегося опыта в области открытого образования. Сегодня в России новые технологии используют несколько десятков образовательных учреждений: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Международный институт менеджмента «ЛИНК», Современный гуманитарный университет, Европейская школа корреспондентского обучения и др.
Завершив общий обзор системы открытого образования, мы можем перейти к решению основной задачи. Она связана с выявлением возможности и направлений использования новых образовательных технологий для подготовки кадров малого предпринимательства. В первую очередь следует отметить совпадение двух основополагающих принципов рассматриваемых сфер деятельности. В открытом образовании им является приоритет свободного развития индивидуальности, главным условием которого является формирование у обучаемого правильного отношения к окружающему миру, обретение смыслов, возможность самовыражения, социального творчества. В малом предпринимательстве таким принципом является свобода от догматических подходов в организации своего бизнеса, готовность быстро реагировать на любые изменения, в том числе и путем творческих, нестандартных управленческих решений. Таким образом, «философия образования» и «философия бизнеса» корреспондируются между собой, что прямо указывает на возможности взаимодействия исследуемых сфер. Далее мы рассмотрим прикладные направления подобного взаимодействия, взяв за основу уже выявленные исследователями[3]принципы и особенности открытого образования.
Период активного образования в «классическом» университете ограничивается сроком обучения будущего специалиста в рамках соответствующей программы «один раз и на всю жизнь». Принципом открытого образования является обучение на протяжении всей жизни работника. Для руководителей малых предприятий это является   естественной потребностью. Во-первых, в отличие от других сфер хозяйственной деятельности здесь более вероятно полное или частичное перепрофилирование предприятия, следовательно, необходимость получения новых профессиональных знаний.  Во-вторых, в малом предпринимательстве руководитель вынужден совмещать несколько управленческих функций, поэтому образовательный процесс объективно не может уложиться в традиционные временные рамки.
Немалую роль при выборе между традиционным и открытым образованием  для работников малых предприятий играет и возможность обучения на дистанционной основе. Это обеспечивалось уже с помощью «кейс - технологий», сокративших необходимость личного контакта обучаемого и тьютора только потребностями в контрольных и консультационных процедурах. Технологии «on-line» теоретически позволяют студенту получить диплом о высшем или среднем специальном образовании, ни разу не появившись в виртуальном университете. Все формы организации учебного процесса – работа с учебными пособиями, базами данных, консультации с преподавателем, обмен мнениями с коллегами по обучению, экзамены и т.п., обеспечиваются с помощью подключенного к сети Интернет компьютера. Показательно, что даже в России стоимость его покупки и услуг провайдеров уже сегодня значительно меньше транспортных расходов студентов – заочников, обучающихся на традиционной основе. Эти факторы имеют большое, если не решающее значение для представителей малого предпринимательства, ограниченных в деньгах и во времени.
Суть процесса обучения в системе открытого образования основывается не на репродуцировании знаний преподавателя, а на постановке студентами реальных проблем из деятельности их компаний с последующим изучением методов и средств их решения. Такой подход также в наибольшей степени совпадает с потребностями руководителей и специалистов малых предприятий. Работа государственных служащих в значительной степени основывается на глубоком знании нормативных документов и умении правильно интерпретировать их требования с позиции установленных должностных функций. Представители крупного бизнеса при возникновении «нештатных» ситуаций всегда имеют возможность привлечь многочисленных коллег или сторонних консультантов. В малом предпринимательстве возникновение таких ситуаций является нормой, а возможности коллегиальных решений ограничены самим штатом. Поэтому возможность привлечь к решению возникающих вопросов преподавателя и коллег по обучению (технологии «on-line» в режиме конференция), является для работников малых предприятий очень важной.
Одним из очевидных преимуществ открытого образования является единство информационного и образовательного процесса. Это обеспечивается практически неограниченным доступом к компьютерным базам данных, формируемых в глобальных сетях и каждым из открытых (особенно виртуальных) университетов. В работах, посвященных проблемам развития российского малого предпринимательства, в качестве одной из них отмечался «информационный голод». Очевидно, что его не смогут удовлетворить скромные возможности научных библиотек вузов и колледжей, практически не пополнявшихся за последние годы. Здесь же мы можем отметить лучшие характеристики электронных учебных пособий, используемых в системе открытого образования. Их отличительным признаком является возможность вызова многочисленных внешних программ и гиперссылок на неограниченное количество источников глобального информационного пространства. У студентов из числа работников малых предприятий чаще всего нет возможности для традиционной формы работы с бумажными учебниками, требующей свободного времени и хороших научных библиотек.
Не менее важным, с позиции специфических потребностей малого предпринимательства в образовательных продуктах, является возможность самостоятельно формировать учебную программу, построенную в системе открытого образования на модульной основе. Наряду с обязательными дисциплинами студент вправе включить в нее любые нужные для него предметы. Так, наряду с традиционными курсами делового администрирования, в индивидуальной учебной программе будущего руководителя малого предприятия может оказаться, например, курс «технология обработки изделий из твердых пород дерева», «промышленный дизайн», «органическая химия» и т.п. Это в полной мере отвечает ограниченным возможностям малого предприятия по формированию своего штата. Вместе с тем, она избавляет обучаемого от потерь времени на изучение специальных предметов, которые вряд ли могут пригодиться представителю малого предпринимательства. Построенные по принципу узкой профессиональной специализации учебные планы традиционных университетов такой возможности не предусматривают.    
В заключении мы можем отметить, что потенциальные возможности интеграции малого предпринимательства и открытого образования определяются их местом в системе социальных и экономических отношений. Свободное развитие индивидуальности является основой эволюции современного общества, что и обеспечивается за счет перехода от нормативного к открытому образованию. В свою очередь, малое предпринимательство является важнейшим фактором свободного развития экономики, обеспечивая постоянное усиление рыночной конкуренции. Выполняемые в обоих случаях прогрессорские функции «обрекают» исследуемые сферы образовательной и предпринимательской деятельности на постоянное сближение и партнерство.