.

IT России: семь основных трендов


1. Битва за повышение производительности

Универсальный, глубокий и всеобъемлющий тренд, суть которого выражается очень простой формулой: максимум пользы при минимуме затрат. Одним из прямых следствий этого подхода стало повышенное внимание к виртуализации – размещению на одном оборудовании сразу нескольких «контейнеров» с различным программным обеспечением, выполняющим разные операции, возможно даже для разных клиентов.

Помимо нормальной виртуализации, оптимизирующей эксплуатацию ресурсов, иногда встречается также вывихнутая, которая выражается в эксплуатации сотрудников. Безусловно, выражение «трудовые ресурсы» имеет под собой основания. Но попытки сократить половину IT-штата, а оставшихся заставить работать вдвое больше – путь к проблемам. Правильно отконфигурированный сервер может справиться с многозадачностью и работать стабильно. Программист и даже администратор-многостаночник рано или поздно наделает ошибок, убытки от которых с лихвой перекроют всю «экономию». Поэтому в рамках именно прагматичного тренда оптимизацию штатов в IT нужно производить очень аккуратно. Те организации, в которых это понимают, получат дополнительные шансы на выживание и рост.

2. Ужесточение законов и госнадзора

Долгое время законы об авторском и смежном праве, всевозможные лицензионные и прочие ограничения с одной стороны действовали, конечно… Но не так, чтобы слишком. В меру. Сейчас юридические гайки закручивают потуже, и не только в плане декларативных ограничений, но и по контролю их соблюдения. Отдельное внимание уделяется программам импортозамещения в IT, а также надзору над IT-тендерами в целом.

29 июня 2015 года был утвержден Федеральный закон №188 «О создании единого реестра российского программного обеспечения». Он вступил в силу 1 января 2016 года, и это в том числе означает, что уже действуют ограничения на закупку программного обеспечения и IT-продуктов, «происходящих из иностранных государств».

Через год после принятия Закона №188, 26 июля 2016 года был подписан план перехода на отечественное программное обеспечение, обязательный для федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. План рассчитан на три года, но это не значит, что можно подождать до 2019 года с реализацией. Отнюдь.

3. Автоматизация обмена информацией в госсекторе

Одними из важнейших корпоративных заказчиков в России становятся государственные организации. Принято ругать информационные системы госпредприятий, и часто есть за что. Но совсем недавно они ограничивались в основном автоматизацией документооборота, а сейчас уже оказывают полезные онлайн-услуги населению и бизнесу. Это большой принципиальный шаг вперед, которым дело, судя по всему, не ограничится.

В мае 2016 года на закрытом совещании в Минфине, при участии представителей ФНС, НСФР и банковского сектора была сдвинута с мертвой точки долго буксовавшая идея о получении банками информации напрямую из налоговой службы. Теперь, после утверждения соответствующего правительственного постановления, тестовый режим может быть включен уже до конца текущего года. Удаленный доступ к форме 2-НДФЛ облегчит жизнь не только банкирам, но и их клиентам.

На очереди интеграция разрозненных и обособленных баз данных и IT-систем различных ведомств, налаживание обмена данных между ними, а также задачи, связанные с защитой информации. Будем надеяться на то, что и про развитие онлайн-сервисов не забудут.

Изменение правил закупки программного обеспечения в пользу российского создает и вовсе драматические возможности. Крупным зарубежным вендорам придется уступить место российским разработчикам и правообладателям. С учетом тревожной экономической ситуации госзаказчики становятся настолько заманчивыми клиентами, что за право работать с ними претенденты будут биться до последней тендерной заявки.

4. Переход на OpenSource

Несмотря на то, что технология открытого программного обеспечения изначально западная, в силу самого характера «свободных лицензий» никто не мешает пользоваться ими в своих, в том числе национальных интересах. Раз никто не мешает, находится все больше желающих помочь. IT-компании развивают консалтинговые услуги по переходу на OpenSource, разрабатывают такие продукты сами и готовы помогать это делать своим клиентам.

5. Узкоспециализированные IT-решения

Массовый рынок, безусловно, привлекателен возможностью увеличивать продажи, показы рекламы и пользоваться другими преимуществами, которые дает объем. Однако IT-продукты и сервисы, адресованные широкому кругу потребителей, находятся в постоянной жесткой конкуренции. Например, согласно данным различных рейтингов, только CRM-системы и услуги представлены в Рунете более чем 40 различными предложениями. Аналогичная ситуация практически на всех IT-рынках общего назначения, в том числе b2b.

Тем интереснее небольшие ниши, которые по определению не сулят большого количества продаж – зато могут приносить регулярный доход за счет безальтернативной поддержки IT-продуктов. Это уникальные интерфейсы и интеграционные решения, обработка специфических заявок и обращений клиентов, аналитика с учетом отраслевых особенностей, а еще лучше под конкретный регион и холдинг. Кроме того, развитие и усложнение корпоративных информационных систем создает немало узких мест. Одним из самых чувствительных является уязвимость данных. Специализированные вирусы и программы для взлома не «ловятся» типовыми антивирусами. Средства защиты тоже нужны индивидуальные.

6. Повышенное внимание к IT-безопасности

Корпоративный сектор наконец-то перестает тотально запрещать мобильники, планшеты, флешки, социальные сети, чаты, мессенджеры и другие объективные реалии современности. Потому что это непродуктивно и бесполезно. Руководство само рано или поздно отправит документы по интернету. Никто не будет закрывать летом форточки в ожидании дронов с видеокамерами, а зимой раздеваться догола на проходной, демонстрируя отсутствие личных электронных устройств на теле. Все пользуются практически всем и везде, и дальше будут пользоваться еще больше.

Вопрос в том, как организованы уровни доступа, насколько пунктуально это соблюдается, как часто обновляется программное обеспечение, и далее по списку. IT невозможно защитить отдельно, «само по себе». Эффективные контуры защиты предусматривают комплексные меры, от всех NN друзей Оушена. Это означает, что с одной стороны IT-службам будут предоставляться все более обширные полномочия по наведению порядка на программно-аппаратном уровне. Но с другой стороны, им придется все теснее взаимодействовать с «безопасниками», кадровыми службами, каждым сотрудником компании лично.

7. Монополизация IT-рынка

Более строгий госконтроль и более жесткую конкуренцию на рынке, очевидно, выдержат не все игроки. Кто-то уйдет насовсем, других поглотят (дружески, разумеется). Так или иначе, спокойной жизни мелким IT-компаниям в ближайшей обозримой перспективе не предвидится. Тем, кто потратил безмятежные годы на отрисовку дизайнерских иконок и разработку собственных фейсбуков, будет особенно тяжело. Остальные окончательно очнутся от полудремы и сфокусируются на прагматичных решениях – технологических, кадровых, маркетинговых, управленческих, политических. Самые активные и расторопные успеют объединиться в собственные сети и альянсы, чтобы сообща противостоять софтверным гигантам. А гиганты, очевидно, будут расти пуще прежнего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваш комментарий. ASI очень ценит его.