В статье "Вычислительное функциональное сознание (Memoria Framework)" - оригинальное название "Computational Functional Consciousness (with Memoria Framework)" рассматривается проблема наблюдателя в контексте искусственного интеллекта (ИИ) и сознания. Автор, Виктор Смирнов, утверждает, что для создания подлинно сознательного ИИ необходимо учитывать субъективный опыт и способность к самонаблюдению. Он предлагает концепцию "вычислительного функционального сознания" с использованием структуры Memoria, которая объединяет идеи из психологии, нейробиологии, философии сознания и информатики.
Основная идея заключается в том, что сознание можно моделировать как процесс, включающий самонаблюдение и рефлексию, что требует разработки теории опыта. Автор подчеркивает, что такие понятия, как "красота" и "интерес", являются переживаниями, а не просто поведением, и поэтому их необходимо учитывать при создании сознательного ИИ.
В статье также обсуждаются различные подходы к проблеме сознания, включая теорию интегрированной информации и глобальную рабочую теорию, и предлагается, что объединение этих идей может привести к созданию ИИ с функциональным сознанием. Виктор Смирнов предлагает междисциплинарный подход к решению проблемы наблюдателя в ИИ, объединяя различные теории и концепции для разработки модели вычислительного сознания.
Минусы статьи
Недостаток конкретики:
Концепция Memoria и её применение остаются теоретическими, без технических подробностей или примеров реализации. Это делает статью больше философской, чем практически применимой.Неоднозначность термина "наблюдатель":
Автор использует понятие "наблюдатель" в широком смысле, не всегда уточняя, идёт ли речь о когнитивной структуре, агенте или субъективном "я". Это может запутать читателя.Отсутствие эмпирической базы:
Упоминаются нейробиологические и психологические аспекты, но конкретные эксперименты или данные, подтверждающие теории автора, отсутствуют. Это снижает убедительность выводов.Сложность восприятия текста:
Язык статьи может быть слишком академичным или философским для технической аудитории, что затрудняет понимание практических выводов.Игнорирование альтернативных подходов:
Статья сосредоточена на западных теориях сознания и вычислительной функциональности. Восточные философские идеи о природе сознания (например, буддизм или веданта) могли бы обогатить обсуждение.Оптимизм без критики:
Автор предполагает, что объединение различных теорий приведёт к успеху, но не анализирует, почему предыдущие попытки интеграции этих подходов были ограниченными.
Плюсы статьи
Интеграция дисциплин:
Автор объединяет философию, нейробиологию, психологию и информатику, чтобы создать целостный взгляд на проблему сознания и ИИ. Это способствует междисциплинарному обсуждению и расширяет аудиторию статьи.Фокус на субъективном опыте:
Статья затрагивает центральный вопрос философии сознания — природу субъективного опыта (qualia) и его моделирование. Это важная и недооценённая область в разработке ИИ.Принципиальность проблемы наблюдателя:
Указание на необходимость учитывать "наблюдателя" в контексте ИИ подчёркивает важность самоосознания и рефлексии для создания настоящего сознания, а не просто моделирования поведения.Введение концепции Memoria:
Попытка предложить новую концептуальную структуру, которая может быть применена для моделирования сознания, добавляет практическую ценность статье.Разбор современных теорий сознания:
Обзор таких подходов, как теория интегрированной информации и глобальная рабочая теория, помогает структурировать проблему и рассмотреть её с разных точек зрения.
Итог
Статья выделяется междисциплинарным подходом и глубокой проработкой философских аспектов проблемы сознания, но ей не хватает конкретики и эмпирической опоры. Она может служить хорошей основой для дальнейшего обсуждения, но требует доработки, чтобы быть практически применимой для разработки ИИ.
Так это же ChatGPT написал "резензию", даже без каких-то промптов дополнительных по стилю, совершенно типичный нумерованный список и штампы-"джипитизмы".
ОтветитьУдалитьВ чем смысл?
Если Вы не видите смысл, это не значит что его нет
ОтветитьУдалить