.

«Под надзором машин любящей благодати» — документальный сериал BBC

 «Под надзором машин любящей благодати» — документальный сериал BBC ,снятый режиссёром Адамом Кёртисом . [ 1 ] В сериале Кёртис утверждает, что компьютеры не смогли освободить человечество, а вместо этого «исказили и упростили наш взгляд на окружающий мир». [ 2 ] Название взято из одноимённого стихотворения Ричарда Бротигана 1967 года . [ 3 ] Первый эпизод изначально транслировался в 9 часов вечера 23 мая 2011 года. [ 2 ]

Эпизоды

редактировать ]

Часть 1. «Любовь и сила»

редактировать ]

В первом эпизоде ​​Кертис прослеживает влияние идей Айн Рэнд на американские финансовые рынки, в частности, через влияние Алана Гринспена , который был членом читательской группы под названием Collective , которая обсуждала ее работу и ее философию объективизма . Хотя романы Рэнд подвергались критике, они вдохновляли людей, работающих в технологическом секторе Кремниевой долины , что привело к появлению Калифорнийской идеологии , техно-утопической веры в то, что компьютерные сети могут измерять, контролировать и помогать стабилизировать общества без иерархического политического контроля. У Рэнд был роман с Натаниэлем Бранденом , другим членом The Collective, с одобрения жены Брэндена, Барбары Бранден . Роман в конечном итоге закончился язвительно, и Collective распался. Круг друзей Рэнд значительно сузился, хотя Гринспен остался верен ей.

Алан Гринспен

Гринспен вошел в правительство в 1970-х годах и стал председателем Федеральной резервной системы . В 1992 году он посетил недавно избранного Билла Клинтона и убедил его сократить вмешательство правительства США в экономику, позволив рынкам управлять собой с помощью компьютерного моделирования для прогнозирования рисков и хеджирования от них, парадигма под названием « Новая экономика ». Однако к 1996 году показатели производства не увеличились, но прибыль тем не менее росла. Гринспен беспокоился о том, что формируются неустойчивые спекулятивные пузыри, но после политических атак со всех сторон Гринспен изменил свои рассуждения и предположил, что появились новые показатели эффективности, которые его данные не измеряют. Параллельно с этим американские инвесторы начали вливать большие суммы денег в экономики Восточной Азии , хотя Совет экономических консультантов во главе с Джозефом Стиглицем начал предупреждать, что эти экономики гораздо более хрупкие, чем кажутся. Однако эти предупреждения не дошли до президента, поскольку были заблокированы Робертом Рубином , который опасался ущерба финансовым интересам.

Азиатский финансовый кризис 1997 года начался , когда пузырь недвижимости на Дальнем Востоке начал лопаться, сначала в Таиланде , затем в Южной Корее и Индонезии , что привело к большим финансовым потерям в этих странах, что сильно повлияло на иностранных инвесторов. Пока Билл Клинтон был занят скандалом с Моникой Левински , Роберт Рубин взял под контроль внешнюю политику и навязал кредиты пострадавшим странам. Однако после того, как каждая страна согласилась на помощь МВФ , иностранные инвесторы немедленно изъяли свои деньги, разрушив их экономику и оставив своих налогоплательщиков с огромными долгами.

Роберт Рубин

Алан Гринспен стал еще более известным после того, как он справился с экономическими последствиями атак 11 сентября , позже снизив процентные ставки в результате скандала с Enron в попытке стимулировать экономику. Необычно, что это вызвало потребительский бум, не вызвав инфляцию, создав новую уверенность в том, что Новая Экономика действительно существует. Однако на самом деле, чтобы избежать повторения более ранних экономических кризисов в Восточной Азии, Политбюро Китая решило повлиять на экономику Америки с помощью аналогичных методов, которые Америка использовала в других странах Дальнего Востока. Поддерживая обменный курс Китая искусственно низким, они продавали дешевые товары Америке, используя вырученные средства для покупки американских облигаций. Денежный поток, поступивший в Америку, снизил восприятие риска при подписании кредитов клиентам с низким доходом, что позволило кредитовать сверх той точки, которая была фактически устойчивой. Высокий уровень невыплат по кредитам, который последовал за этим, в конечном итоге привел к финансовому кризису 2007-08 годов , вызванному крахом пузыря на рынке жилья, похожего на тот, с которым ранее столкнулись страны Дальнего Востока.

В 1994 году Кармен Эрмосильо опубликовала в сети широко влиятельное эссе «Pandora's Vox: On Community in Cyberspace» [ 4 ] , и началось утверждение, что использование компьютерных сетей привело не к снижению иерархии, а на самом деле к коммерциализации личности и сложной передаче власти и информации корпорациям. Кертис заканчивает статью указанием на то, что не только идея рыночной стабильности не оправдала себя на практике, но и что калифорнийская идеология также не смогла обеспечить долгосрочную стабильность. Кертис утверждает, что идеология не освободила своих сторонников от иерархий, но вместо этого загнала их в жесткую систему контроля, из которой они не могут вырваться.

Участники

редактировать ]

Часть 2. «Использование и злоупотребление растительными концепциями»

редактировать ]

«В 1960-х годах в общественное сознание глубоко проникла идея о том, что природа — это саморегулирующаяся экосистема, что существует естественный порядок», — говорит Кертис. «Проблема в том, что это неправда — как показали многие экологи, природа никогда не бывает стабильной, она постоянно меняется.

В этом эпизоде ​​исследуется, как такие идеи, как кибернетика и теория систем, были применены к естественным экосистемам, создав механистический взгляд на естественный мир, и как это связано с ложной идеей о существовании равновесия в природе . Идея экосистем была предложена в 1935 году Артуром Тэнсли , английским ботаником, на основе его убеждения в том, что весь естественный мир функционирует как ряд взаимосвязанных сетей. В сочетании с работой Джея Форрестера по кибернетическим системам , который постулировал, что все сети регулируются петлями обратной связи , возникла вера в то, что естественный мир состоит из саморегулирующихся экосистем, которые стремятся к балансу и равновесию. Норберт Винер изложил позицию, что люди, машины и экология являются просто узлами в сети, в своей книге «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» , и эта книга стала библией кибернетики. Братья Говард Т. Одум и Юджин Одум , оба экологи, продолжили развивать эти идеи; Говард собрал данные из экологических систем и построил электронные сети для их моделирования , а его брат Юджин затем взял эти идеи и обобщил их на всю экологию. Идея о том, что естественный мир стремится к равновесию, стала общепринятой среди ученых.

В 1960-х годах Бакминстер Фуллер изобрел радикально новый тип структуры, геодезический купол , который имитировал экосистемы, будучи сделанным из сильно связанных, относительно слабых частей, которые создавали более прочную структуру. Он был применен к обтекателям, покрывающим системы раннего оповещения в Арктике. Его другие системные идеи вдохновили движение контркультуры . Сообщества людей, которые считали себя узлами в сети, без иерархии, и применяли обратную связь, чтобы попытаться контролировать и стабилизировать свои общества, использовали его геодезические купола в качестве среды обитания. Примерно в это же время Стюарт Брэнд снял демонстрацию сетевой компьютерной системы с графическим дисплеем, мышью и клавиатурой, которая, как он считал, спасет мир, предоставив людям, подобно коммунам, свободу как личностям. В 1967 году Ричард Бротиган опубликовал поэтическое произведение All Watched Over by machines of Loving Grace , в котором продвигалась идея кибернетической экологической утопии, состоящей из слияния компьютеров и организмов, живущих в идеальной гармонии и стабильности.

Ян Смэтс

К 1970-м годам появились новые проблемы, которые не могли быть решены обычными иерархическими системами, такими как перенаселение , ограниченные природные ресурсы и загрязнение. Джей Форрестер применил теорию систем к этой проблеме и нарисовал кибернетическую системную диаграмму для мира. Она была превращена в компьютерную модель, которая предсказывала демографический коллапс . Это стало основой модели, которая использовалась Римским клубом , и выводы из нее были опубликованы в The Limits to Growth . Затем Форрестер выступил за нулевой рост , чтобы поддерживать устойчивое равновесие в пределах возможностей Земли. Однако этому воспротивились многие люди в экологическом движении , поскольку модель не позволяла людям менять свои ценности, чтобы стабилизировать мир, и они утверждали, что модель пыталась сохранить и усилить текущую политическую иерархию. Критики сравнивали идеи Форрестера со спором между Артуром Тэнсли и фельдмаршалом Яном Смэтсом . Смэтс изобрел философию под названием холизм , где у каждого было «законное место», которым должна была управлять белая раса , что Тэнсли назвал «злоупотреблением растительными концепциями». Протестующие 70-х годов утверждали, что происходит то же самое концептуальное злоупотребление предполагаемым естественным порядком , что на самом деле оно используется для политического контроля.

Вера в стабильность природных систем начала рушиться, когда было проведено исследование отношений хищник-жертва у волков и лосей . Было обнаружено, что популяции хищников и жертв сильно различались на протяжении столетий. Другие исследования затем обнаружили огромные вариации и значительное отсутствие гомеостаза в природных системах. Затем Джордж Ван Дайн попытался построить компьютерную модель, чтобы попытаться смоделировать полную экосистему на основе обширных данных реального мира, чтобы показать, как на самом деле работает стабильность природных систем. К его удивлению, компьютерная модель не стабилизировалась, как электрическая модель Одумов. Причина этого отсутствия стабилизации заключалась в том, что он использовал обширные данные, которые более точно отражали реальность, тогда как Одумы и другие экологи «безжалостно упростили природу». Таким образом, было показано, что научная идея потерпела неудачу, но популярная идея осталась в ходу и даже выросла, поскольку она, по-видимому, предлагала возможность нового эгалитарного мирового порядка.

В 2003 году по Азии и Европе прокатилась волна стихийных революций . Координируемые только через Интернет, никто, казалось, не был ответственным за все, и не было никаких общих целей, кроме самоопределения и свободы. Казалось, это оправдывало убеждения компьютерных утопистов . Однако свобода от этих революций длилась недолго, и большинство стран почти сразу же скатились к политической коррупции. Кертис сравнивает их с коммунами хиппи, которые все распались в течение нескольких лет, поскольку агрессивные члены группы начали запугивать более слабых, которые не могли объединиться для собственной защиты, потому что формальные структуры власти были запрещены правилами коммуны, и даже вмешательство против запугивания со стороны доброжелательных людей не поощрялось.

Кертис завершает эпизод заявлением о том, что стало очевидно, что, хотя самоорганизующаяся сеть хороша в организации изменений, она не в состоянии обеспечить направление для определения того, что произойдет дальше; сети оставляют людей беспомощными перед лицом тех, кто уже обладает политической властью.

Участники

редактировать ]

Часть 3. «Обезьяна в машине и машина в обезьяне»

редактировать ]

В этом эпизоде ​​рассматривается теория эгоистичного гена, изобретенная Уильямом Гамильтоном , которая утверждает, что люди — это машины, контролируемые генами. Кертис также освещает источник этнического конфликта, который был создан бельгийским колониализмом, искусственно создавшим расовое разделение , и последовавшую за этим бойню , произошедшую в Демократической Республике Конго , которая является источником сырья для компьютеров и мобильных телефонов.

В 1930-х годах Арман Дени снял фильмы, которые рассказали миру об Африке. Однако его документальный фильм подал фантастические истории о том, что тутси Руанды были благородной правящей элитой родом из Египта, тогда как хуту были крестьянской расой. На самом деле, они были расово одинаковыми, но бельгийские правители безжалостно эксплуатировали миф, чтобы разделить руандийский народ. Но когда дело дошло до независимости, либеральные бельгийцы почувствовали себя виноватыми и решили, что хуту должны свергнуть правление тутси. Это привело к кровопролитию , так как тутси стали считать чужаками и были убиты.

В 1960 году Конго стало независимым от Бельгии, но управление быстро рухнуло, и города стали полями сражений, поскольку солдаты боролись за контроль над шахтами. Америка и бельгийцы организовали переворот, а избранный лидер Патрис Лумумба был похищен и казнен, что вызвало хаос. Однако западные горнодобывающие операции изначально были в значительной степени не затронуты. Мобуту Сесе Секо был назначен президентом, убил своих оппонентов и остановил формирование либеральной демократии. Мобуту изменил название Конго на Заир , разграбив миллионы долларов и позволив шахтам и отраслям промышленности рухнуть.

В Конго, где шла гражданская война, Дайан Фосси , которая исследовала горилл, была схвачена. Она сбежала и создала новый лагерь высоко в горах в Руанде, где продолжила изучать горилл. Она пыталась полностью защитить горилл, которые были очень восприимчивы к человеческим болезням и ненавидели их, потому что они терроризировали местных жителей. Фосси саботировала ловушки местных жителей и пыталась терроризировать их, утверждая, что накладывает на них заклинания. В конечном итоге любимая горилла Фосси, Диджит, была убита мстительными местными жителями. Кертис проводит параллель между Фосси и колонизаторами, которые угнетали конголезцев, описывая ее как одного из многих западных людей, которые жестоко обращались и терроризировали африканские народы ради своих собственных возвышенных идеалов.

Джон фон Нейман в 1940-х годах

Билл Гамильтон был одиноким человеком, который видел все через призму теории эволюции Дарвина . Он хотел узнать, почему некоторые муравьи и люди отдают свою жизнь ради других . В 1963 году он понял, что большинство поведенческих особенностей людей обусловлено генами, и он начал смотреть на людей с точки зрения генов. С этой точки зрения люди были машинами, которые были важны только для переноса генов, и имело смысл для гена пожертвовать человеком, если это означало, что другая копия гена выживет. В 1967 году американский химик Джордж Р. Прайс отправился в Лондон после прочтения малоизвестных статей Гамильтона и обнаружения того, что его уравнения для поведения генов эквивалентны компьютерным уравнениям. Он смог показать, что эти уравнения объясняют убийство, войну, самоубийство, доброту и злобу, поскольку эти действия могли помочь генам. Джон фон Нейман изобрел самовоспроизводящиеся машины, но Прайс смог показать, что самовоспроизводящиеся машины уже существовали — такими машинами были люди.

Эти откровения оказали огромное влияние на Прайса. Ранее убежденный рационалист , Прайс начал верить, что эти уравнения были даны ему Богом, хотя некоторые утверждают, что они являются доказательством против существования Бога. В 1973 году, после обращения в крайнее христианство в качестве последнего шанса опровергнуть мрачные выводы теорий эгоистичных генов, Прайс решил начать помогать бедным и бездомным людям, раздавая все свое имущество в актах случайной доброты . Эти усилия полностью провалились, и он пришел к убеждению, что за ним следит гончая небес . В конце концов он признался в своей предсмертной записке, что эти акты альтруизма принесли больше вреда, чем пользы жизни бездомных людей. Ричард Докинз позже взял уравнения Гамильтона и Прайса и популяризировал их, объяснив, что люди — это просто машины, созданные эгоистичными генами. Кертис сравнивает это с «переизобретением бессмертной души », но как компьютерного кода в форме генов.

Президент Мобуту

В 1994 году правящее правительство хуту приступило к искоренению меньшинства тутси . Западная пресса объяснила это непостижимым древним соперничеством. На самом деле это было связано с бельгийским мифом, созданным во время колониального правления. Вмешались западные агентства, и тутси дали отпор, создав хаос. Многие хлынули через границу в Заир, и тутси вторглись в лагеря беженцев, чтобы отомстить. Мобуту лишился власти. Из многих стран прибыли войска, якобы для помощи, но на самом деле, чтобы получить доступ к природным ресурсам страны, которые использовались для производства потребительских товаров для Запада. В общей сложности было убито 4,5 миллиона человек.

К этому моменту Гамильтон уже был в почете. Однако теперь он поддерживал евгенику и считал, что помощь, оказываемая больным и инвалидам современной медициной, противоречит логике генов. Он услышал историю о том, что ВИЧ был создан в результате несчастного случая с вакциной от полиомиелита, которая, как считалось, могла быть заражена вирусом шимпанзе. Это подтверждало его идею о том, что современная медицина может иметь негативные последствия. Гамильтон отправился в Кисангани в Демократической Республике Конго, когда бушевала Вторая конголезская война . Он отправился туда, чтобы собрать фекалии шимпанзе, чтобы проверить свою теорию о том, что ВИЧ возник из-за врачебной ошибки . Там он подхватил малярию , от которой принял аспирин , который застрял в его кишечнике, вызвав кровотечение, которое и убило его. Его гипотеза о создании СПИДа в конечном итоге была полностью развенчана.

Кертис заканчивает эпизод, говоря, что идеи Гамильтона о том, что люди — это компьютеры, контролируемые генами, стали общепринятой мудростью. Но он спрашивает, приняли ли мы фаталистическую философию о том, что люди — это беспомощные компьютеры, чтобы объяснить и оправдать тот факт, что, как и в Конго, мы фактически неспособны улучшить и изменить мир.

Участники

редактировать ]
  • Профессор Майкл Руз, друг Билла Гамильтона
  • Кэтлин Прайс, дочь Джорджа Прайса
  • Эдвард Теллер (архив)
  • Джеймс Шварц, биограф Джорджа Прайса
  • Билл Гамильтон (интервью 1999 г.)

Интервью и обзоры

редактировать ]

В мае 2011 года Адам Кертис дал интервью о сериале Кэтрин Винер в The Guardian [ 5 ] , Register [ 6 ] и Little Atoms. [ 7 ]

Кэтрин Джи из The Daily Telegraph сказала, что Адам Кертис раскрывает «опасности людей в их наибольшей эгоистичности и самоудовлетворении. Отсутствие сострадания или внимания к ближним создает пропасть между теми, кто способен переступить через других, и теми, кто слишком внимателен — или слишком близорук — чтобы сделать это». [ 8 ]

Джон Престон также прокомментировал первый эпизод и сказал, что, хотя он и показал проблески гениальности, в нем была «раздражающая болтливость, поскольку сеть связей становилась все более растянутой. Никто не может оспорить, что у Кертиса действительно очень большой кусок. Но что насчет жевания, спросите вы. Его не было вообще — или его было совсем мало, чтобы предотвратить тяжелый случай психического несварения желудка». [ 9 ]

Эндрю Энтони опубликовал рецензию в The Observer и The Guardian и прокомментировал центральную предпосылку о том, что нас заставили «верить, что мы можем создать стабильный мир, который будет длиться вечно», но что он «не помнит, чтобы когда-либо верил, что „мы“ можем создать стабильный мир, который будет длиться вечно», и отметил, что: «Для режиссера, похоже, существует объективная реальность, в которую может проникнуть решительный человек, если он готов бросить вызов ограничивающим химерам рынков и машин. Забудьте об интернет-магнатах. Герой Рэнда — сам Кертис».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваш комментарий. ASI очень ценит его.