Счастливые люди, люди в расцвете сил, редко задают его. Он рожден временем и разочарованием, болью и потерями, зрелостью и глубиной — короче говоря, возрастом. Биологи говорят, что старость наступает после 50, сначала мягко — морщины, выпадение волос, усталость, случайные провалы в памяти. Ставки растут и мы оказываемся лицом к лицу с умиранием с его огромным потенциалом боли, слабости и мучений, в муках которого неизбежно возникает вопрос «Зачем все это?», подавляя любой мыслимый ответ.
На одном уровне жизнь — это просто химия. Химические изменения переходят в бесконечное количество состояний, два из которых человеческий интеллект определяет как «одушевленное» и «неодушевленное». Для нечеловеческого мозга это бессмысленно. «Животное видит камень и думает: «Я не могу это съесть». Оно видит зайца: «Я могу это съесть». Одушевленное? Неодушевленное? Живое? Мертвое? Животное пожимает плечами. Вещь либо еда, либо нет. Другие вопросы излишни. Только люди, с их интеллектом, настолько превосходящим их потребности выживания, могут обманывать и мучить себя абстрактными мыслями. Только люди могут размышлять и предвидеть смерть.
Одноклеточные организмы не умирают, они делятся. Может быть, в каком-то смысле мы тоже бессмертны - наши гены продолжают жить в наших потомках. Наши останки удобряют землю. Ненасытна ли наша жажда жизни? С какой частью ее мы знаем, что делать, с какой частью мы можем справиться? Япония за 100 лет удвоила продолжительность жизни и продолжает ее увеличивать – сейчас до 100, в конечном итоге до 200? 300? Будет ли этого достаточно? Биологическое бессмертие уже в пределах досягаемости. Шимпанзе живут в среднем от 40 до 50 лет. Их геном и наш на 99 процентов идентичны.
Если бы долголетие означало счастье, та же Япония была бы самой счастливой страной в мире, поскольку она является самой долгоживущей. Очевидно, что это не так. В докладе ООН о счастье в мире за 2024 год Япония занимает 51-е место среди 143 стран. Согласно отчету Nomura Research за 2023 год, самые счастливые люди в Японии — пожилые люди. Согласно отчету, счастливыми считают 49 процентов тех, кому за 70, и 34,9 процента тех, кому за 60, по сравнению с 22,7, 21 и 27 процентами тех, кому за 20, 30 и 40 соответственно. Пожилые выполнили свои обязанности, могут жить так, как им хочется, и, по-видимому, менее склонны к темным мыслям, которые преследуют многих молодых людей о неопределенном будущем общества и планеты. Три семени несчастья молодых: стресс, чувство «стеснения» и чувство «бессилия».
Хотя для многих старость — это одиночество, бедность и немощь. Достаточно показательно одно измерение: 80 процентов людей в возрасте 95 лет и старше страдают деменцией. Но обязательно ли деменция является тем ужасом, который мы из нее делаем? Какие позитивные мысли можно придумать о слабоумии? Глубоко в бразильских лесах Амазонки живет племя, известное посторонним как Пирахан. Они охотники-собиратели. У них нет слова для времени, нет понятия числа, нет чувства фиксированной личной идентичности или прошлого за пределами памяти, нет правительства, нет общественного порядка, нет сельского хозяйства, мало потребностей, нет желаний за их пределами. И они счастливы. По крайней мере, так кажется.
А как Вы думаете, если мы все равно умрем, тогда зачем или почему нужно жить в этой реальности, данной нам в ощущениях?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за Ваш комментарий. ASI очень ценит его.