Здравствуйте, уважаемый читатель. "Глас Рунета" продолжает мониторинг настроений российских интернет-пользователей. С периодичностью раз в полгода мы предлагаем своим читателям и сторонним пользователям Рунета ответить на серию вопросов, каждый из которых затем анализируется не изолированно друг от друга, а в составе интегральной оценки социальных, политических, экономических настроений. Метод анализа социальных процессов в обществе, основанный на построении индексов социальных настроений, давно применяется в России и за рубежом. Любой сконструированный индекс - величина, искусственно полученная в результате определенной обработки эмпирических данных (в нашем случае - ответов респондентов). Такой индекс может служить показателем состояния или тенденции изменения "массового сознания". Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что существует тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений людей, которые складываются в единый вектор общественных настроений. Построенный нами Индекс Социальных Настроений основан на данных опроса 2745 представителей активной (месячной) аудитории российских интернет-пользователей, поэтому его динамика напрямую зависит от того, как различные факты общественной жизни отражаются в их сознании и находят выражение на вербальном уровне. Для отслеживания социально-демографических характеристик выборки и ее перевзвешивания по данным генеральной совокупности используются дополнительные вопросы. При расчете ИСН используются 24 анкетных вопроса, которые объединяются в шесть групп, каждая из которых используется для расчета частных индексов ИСН в составе сводного индекса. Все используемые для построения ИСН вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей (в %) положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИСН рассчитывается как средняя из частных индексов. ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок, а более 100 - положительных оценок. А теперь - результаты. Динамика Совокупного Индекса Социальных Настроений (В целом по России и по регионам с шагом 6 месяцев) ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь 2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 - Северо-Западный (кроме СПб.) 123 121 129 118 109 92 113 - Уральский 128 123 130 122 117 97 112 - Москва 122 117 122 111 101 97 111 - Дальневосточный 132 132 125 117 107 97 109 --------------------------------------------------------------------------- - В целом по России 126 121 128 118 106 95 108 --------------------------------------------------------------------------- - Сибирский 128 119 132 122 106 95 107 - Приволжский 133 128 136 122 104 98 106 - Южный 129 120 132 120 106 90 104 - Санкт-Петербург 123 114 124 111 100 90 104 - Центральный (кроме Москвы) 122 120 126 116 104 98 103 Как показали результаты измерений, производимых с полугодовым интервалом, до середины 2010 года значение совокупного Индекса Социальных Настроений оставалось в зоне положительных оценок, а его изменение было подвержено незначительным "волновым" колебаниям. В массовом сознании российского интернет-сообщества повседневная ситуация воспринималась преимущественно в рамках сложившейся в эти годы структуры, описываемой как "стабильность". В четвертом квартале 2010 года обозначилась тенденция к снижению совокупного Индекса Социальных Настроений, что отражало нарастание негативных оценок ситуации в массовом сознании и до конца 2011 года значение ИСН снижалось примерно на 10% каждые полгода. В первом полугодии 2012 года происходило постепенное возвращение совокупного Индекса Социальных Настроений к докризисным значениям. Указанное восстановление, как и отмечавшаяся ранее устойчивость интегрального показателя во многом были обусловлены сохранением высоких значений по таким компонентам ИСН как частные индексы (1) личного положения - общей удовлетворенности жизнью, (2) материального благосостояния - потребительского доверия, (3) долгосрочных ожиданий. А негативные тенденции проявлялись ранее и сохраняются до сих пор, прежде всего, в динамике таких компонентов ИСН, как частный индекс (4) краткосрочных ожиданий, (5) оценок социального, экономического и политического положения России, (6) оценок деятельности власти. Частные индексы в составе совокупного ИСН (В целом по России с шагом 6 месяцев) ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь 2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 - Индекс личного самочувствия (общей удовлетворенности жизнью) 158 149 156 158 143 144 152 - Индекс личного материального благосостояния (потребительского доверия) 131 123 129 123 115 116 118 - Индекс долгосрочных ожиданий (оптимизма/пессимизма) 128 126 132 123 110 89 109 --------------------------------------------------------------------------------- - Индекс краткосрочных ожиданий (оптимизма/пессимизма) 106 111 132 107 99 80 95 - Частный индекс социального, экономического и политического положения России 126 114 119 112 94 86 99 - Частный индекс оценок деятельности власти 108 100 101 86 71 56 75 Устойчивость каждого частного индекса и, в конечном счете, интегрального показателя во многом обусловлена таким фактором, влияющим на общественные настроения, каким является доверие - психологическое состояние, которое объединяет людей с разным, а порой и с противоположным складом характера; объединяет разные организации, занимающиеся отличающимися друг от друга видами деятельности; мужчин и женщин, больных и здоровых и т.д. Неизменно высокого уровня доверия у российских интернет-пользователей заслуживают члены семьи, ближайшие родственники, друзья, близкие и знакомые - значение индексов по этим показателям составляет не менее 187 (!). В меньшей степени - руководители тех компаний, организаций, где работают респонденты - значение индекса около 130 в среднем по России. Напротив, низким уровнем доверия пользуются российские бизнесмены (значение индекса около 103 в среднем по России), средства массовой информации (от 68 до 107), Президент (от 86 до 104) и Правительство России (от 65 до 81), администрации субъектов РФ (от 62 до 82), муниципальные органы власти (от 49 до 79). По итогам очередного розыгрыша призов победителями стали: Попенко Анна, выигравшая Flash USB на 2Gb. Струкова Ирина и Тунегова Анна, выигравшие WEB камеры. Поздравляем! Очередной розыгрыш призов состоится 31 июля 2012 года. Будут разыгрываться: Flash USB 2Gb (1 экз.); WEB камера (2 экз.). НОВЫЙ ОПРОС: "Корпоративные издания (волна 2)" Чтобы принять участие в данном опросе, Вам нужно пройти по следующей ссылке: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=7772 Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод. С уважением, Александр Иванов ICQ 151117420 Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за Ваш комментарий. ASI очень ценит его.