Translate

IT технология организация государственных закупок в России



В разных странах, органы федеральной, муниципальной власти являются крупными субъектами рыночных отношений, приобретая в больших объемах различные товары, услуги и сервисы. В последнее время для организации процесса госзакупок, тендеров, аукционов активно используется Интернет. Применение в работе многолетнего организационного опыта японских автоаукционов позволяет избежать ошибок, сэкономить бюджетные средства, улучшить качество приобретаемых позиций.

Органы государственной власти и управления, выполняя множество самых различных функций, выступают к качестве мощного субъекта предпринимательской и производственной деятельности. Например в России, объем государственных заказов превышает 35% от всего объема ВВП. Присутствуя на рынке в качестве субъекта товарно денежных отношений, органы государственной власти выступают в этих отношениях в самых различных ролях: Покупателя, Потребителя, Производителя, Посредника, Поставщика, Продавца, Подрядчика и т.п. Однако по своему изначальному смыслу, занятие коммерческой деятельностью не является для этих органов основной функцией, что зачастую приводит к принятию ими некомпетентных решений в области организации конкретных бизнес-процессов, методологий, технологий и стандартов. Создание условий, способствующих принятию технократических, а не политических решений при организации распределения бюджетных средств и призвана решить данная технология.

Потенциальным рынком для предлагаемой технологии являются органы государственной власти. Напромер в России в этой роли выступают одна автономной области, 2 города федерального значения, 9 краев, 4 автономных округов, 21 республики, 46 областей. Кроме того, заказчиками тендеров и аукционов выступают более 100 министерств, агентств и служб федерального уровня, также заинтересованных в рачительном использовании вверенных им бюджетных средств. На международном уровне эффективная система государственных закупок может быть востребована прежде всего теми странами, где государство, также выступает в роли крупного субъекта рыночных отношений. Прежде всего, это такие страны как Япония, Китай, США, однако с учетом роли прямого распределения бюджетных средств, которую сегодня выполняют органы государственной власти, заказчиками внедрения данной технологии могут быть различные властьпридержащие структуры, даже с таким уровнем Интернет доступа как Северная Нигерия или Корея.

Потребителями предлагаемой технологии являются с одной стороны органы государственной власти и местного самоуправления, с другой - различные субъекты предпринимательской деятельности, способные предложить качественный товары и услуги бюджетным организациям, с целью их последующего использования всеми дееспособными гражданами, на чьи средства формируется бюджет. В роли целевого потребителем и заказчика данной технологии выступают прежде всего органы высшей власти, так как внедрение данной системы в государственном масштабе дает дополнительный финансовый эффект за счет экономии на создании различных по интерфейсу, но однотипных по web-структуре сайтов органов государственной власти.

Мультиязычность. В сегодняшнем мире глобального разделения труда, большая часть государственных закупок делается не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Начиная от закупки автомобилей и заканчивая приобретением дженериков - эти и многие другие позиции гораздо выгоднее покупать напрямую за рубежом, что с учетом соответствующей таможенной политики может снижать стоимость бюджетозависимых товаров и услуг для населения на 50 и более процентов.
Наличие специализированных брокерских структур. Зачастую требования, предъявляемые бюджетными заказчиками к юридической стороне Претендентов, носят весьма избирательную и не совсем адекватную форму. Наличие достаточно большого количества конкурирующих между специализированных брокеров, позволяет с одной убрать с рынка госзакупок криминальные фирмы однодневки, с другой обеспечивают легкий доступ субъектам предпринимательской деятельности к участию в тендерах и торгах.
Построение торгов по принципу "голландских аукционов", когда цена идет сверху вниз. Такая структура торгов в принципе меняет модель поведения Заказчиков, позволяя еще на предварительной стадии видеть и вникать в структуру конкретных предложений конкретных фирм.
Наличие открытого доступа к тендерной информации с многоуровневой системой условно - анонимных публикации конструктивных предложений и замечаний позволяет учитывать мнение всех компетентных сторон. Технология изначально строится с учетом "принципа изменяемости". Сегодня, когда темп полураспада знаний в сфере IT достиг 5 лет, любая кибер - социальная система, имеющая в своем плане графу "Дата сдачи под ключ заказчику" обреченна на устаревание и деградацию.

Наличие рынка для данной технологии в России подтверждается следующими факторами:
1. Заявление политического деятеля Алексея Анатольевича Навального о потерях бюджета России при реализации проекта "Eastern Siberia – Pacific Ocean oil pipeline" на сумму порядка $4.000.000.000
2. Заявление Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева от 19 мая 2008 года о борьбе с коррупцией, где в частности было сказано: «Уровень коррупции в стране остается крайне высоким. За 2007 год только по официальной статистике расследовано более 10,5 тысяч дел. Это просто вершина айсберга. Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
3.Указ Президента России от 4 апреля 1992 г. N 361 О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 2. Запретить служащим государственного аппарата:
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;
  • выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;
  • самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.
  • Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.