.

Есть ли надежда для будущего наивного Интернета людей?

В 2001 году социальный теоретик Белл Хукс предупреждала об опасности духа времени, лишенного любви. В книге «Всё о любви: новые взгляды» она сетовала на «отсутствие постоянной общественной дискуссии… о практике любви в нашей культуре и в нашей жизни».

В то время интернет находился на перепутье. Крах доткомов обанкротил многие ранние интернет-компании, и люди задавались вопросом, надолго ли хватит этой технологии.

Сомнения оказались беспочвенными. Всего за несколько десятилетий интернет слился с нашими телами, превратившись в смартфоны, и изучил нашу личность с помощью алгоритмов, которые знают нас лучше, чем некоторые из наших самых близких друзей. Он даже создал некий вторичный социальный мир.

Однако, несмотря на то, что интернет всё глубже интегрируется в нашу повседневную жизнь, мало кто может назвать его местом любви, сострадания и сотрудничества. Исследования за исследованиями описывают, как платформы социальных сетей способствуют отчуждению и разрыву отношений — отчасти потому, что многие алгоритмы поощряют такое поведение, как троллинг, кибербуллинг и оскорбления.

Закрепилось ли место интернета в истории человечества как предвестника отчаяния? Или всё ещё есть надежда на интернет, способствующий коллективному процветанию?

Цитаты Стива Джобса: правила жизни, успеха и творчества


Алгоритмы и отчуждение

Я исследую эти вопросы в своей новой книге «Внимание и отчуждение».

В ней я объясняю, как прибыль компаний социальных сетей зависит от времени, креативности и эмоций пользователей. Будь то часы, потраченные на съёмку контента для TikTok, или несколько минут на написание содержательного комментария на Reddit, участие в этих платформах требует усилий. И это может быть изнуряюще.

Даже пассивное взаимодействие — например, пролистывание лент новостей и «сидение» на форумах — отнимает время. Это может показаться бесплатным развлечением — пока люди не поймут, что они — продукт, чьи данные собирают, а их эмоции — манипулируют.

Блогер, журналист и писатель-фантаст Кори Доктороу придумал термин «эншиттификация», чтобы описать, как постепенно ухудшается опыт использования онлайн-платформ, поскольку компании все активнее используют данные пользователей и совершенствуют свои алгоритмы для максимизации прибыли.

По этим причинам большую часть времени, проводимого людьми в сети, они сталкиваются с токсичными взаимодействиями или бездумно прокручивают страницы, погружаясь в циклы обратной связи, вызываемые дофамином.

Этот цикл не является ни случайностью, ни новым открытием. Ненависть и психические заболевания процветают в этой культуре, потому что любовь и исцеление, похоже, несовместимы с прибылью.

Забота, скрывающаяся на виду

В своей книге 2009 года «Представляя реальные утопии» покойный социолог Эрик Олин Райт рассуждает о местах в мире, где приоритет отдается сотрудничеству, заботе и равноправию.

Райт в основном фокусировался на офлайн-системах, таких как кооперативы, принадлежащие рабочим. Но один из его примеров существовал и в интернете: Википедия. Он утверждал, что Википедия воплощает принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» — утопический идеал, популяризированный Карлом Марксом.

Википедия по-прежнему процветает как некоммерческая, управляемая волонтёрами бюрократическая структура. Этот сайт — глубоко социальный медиаресурс, в буквальном смысле: люди добровольно собирают и делятся знаниями, коллективно и демократично, бесплатно. В отличие от социальных сетей, вознаграждение здесь только коллективное.

Нет видимых лайков, комментариев или эмодзи ярости, которые участники могли бы копить и собирать. Никто не проигрывает, а выигрывают все, включая подавляющее большинство пользователей Википедии, которые не вносят вклад в её работу и не тратят деньги на её поддержание.

Строим новый цифровой мир

Википедия — это свидетельство заботы, сотрудничества и любви, скрытое на виду.

В последние годы наблюдается рост числа некоммерческих приложений и веб-сайтов, нацеленных на защиту данных пользователей. Среди популярных примеров — Signal, бесплатный сервис обмена мгновенными сообщениями с открытым исходным кодом, и Proton Mail, сервис электронной почты с шифрованием.

Всё это похвальные достижения. Но как интернет может активно способствовать коллективному процветанию?

В книге «Вирусная справедливость: как мы создаём мир, который хотим» социолог Руха Бенджамин указывает путь к успеху. Она рассказывает историю чернокожих создателей TikTok, которые провели успешную забастовку работников культуры в 2021 году. Многие вирусные танцевальные видео в TikTok изначально были созданы чернокожими артистами, чьи аккаунты, по их утверждению, были заблокированы предвзятым алгоритмом, отдававшим предпочтение белым инфлюенсерам.

TikTok ответил на вирусное движение #BlackTikTokStrike, официально извинившись и взяв на себя обязательства по более эффективному представлению интересов и оплате труда чернокожих авторов. Эти авторы продемонстрировали, что участие в социальных сетях — это работа, и что у работников есть возможность требовать равных условий и справедливой оплаты труда.

Эта знаменательная забастовка показала, как любой человек, использующий социальные сети, наживающиеся на работе, эмоциях и личных данных своих пользователей, — будь то TikTok, X, Facebook, Instagram или Reddit — может стать организованным.

Между тем, существуют организации, занимающиеся разработкой интернета, способствующего коллективному процветанию. Социолог Фирузе Шоку Валле приводит примеры технологических кооперативов, принадлежащих работникам, в своей книге 2023 года «В защиту солидарности и удовольствия: феминистская технополитика на глобальном Юге». Она особо выделяет кооператив Sulá Batsú в Коста-Рике, который продвигает политику, направленную на разрушение удушающей хватки негатива и эксплуатации в интернет-культуре.

«Цифровое пространство все больше движимо ненавистью и дискриминацией», — пишет группа, добавляя, что она надеется создать онлайн-мир, где «женщины и люди разной сексуальной ориентации и гендера смогут получать доступ к свободному и открытому интернету и пользоваться им, чтобы проявлять свою активность и автономию, создавать коллективную власть, укреплять движения и трансформировать властные отношения».

В Лос-Анджелесе есть Chani, Inc., технологическая компания, которая гордится тем, что не финансируется венчурными капиталистами. Приложение Chani сочетает практики осознанности и астрологию с целью просто помогать людям. Приложение не предназначено для принудительного взаимодействия с пользователем, компания никогда не продаёт пользовательские данные, и в нём нет раздела для комментариев.

Без комментариев

Как бы выглядели социальные сети, если бы Википедия была нормой, а не исключением?

На мой взгляд, серьёзная проблема интернет-культуры заключается в том, как замалчивается человечность людей. Люди могут свободно высказывать своё мнение на текстовых публичных форумах, но эти слова не всегда связаны с личностью человека. Реальные люди прячутся за анонимностью пользовательских имён. Это не настоящее человеческое общение.

В статье «Внимание и отчуждение» я утверждаю, что возможность встречаться и взаимодействовать с другими людьми в сети как с полностью реализованными, трехмерными людьми во многом способствовала бы созданию более чуткого и склонного к сотрудничеству Интернета.

Когда мне было восемь лет, мои родители жили за границей по работе. Иногда мы разговаривали по телефону. Часто я плакала до поздней ночи, молясь о возможности «увидеть их по телефону». Это казалось чудом, магией.

Я рассказала эту историю своим ученикам в момент общей уязвимости. Это было в 2020 году, во время пандемии COVID-19, поэтому занятие проходило по видеосвязи. На этих онлайн-занятиях говорил один человек, остальные слушали.

Он не был идеален, но я думаю, что более совершенный Интернет способствовал бы такой форме обсуждения — когда люди со всего мира собираются вместе, чтобы поделиться полнотой своей человечности.

Такие компании, как Clubhouse, воплотили эту концепцию в жизнь, создав форумы для голосового общения. Однако компания подверглась критике за агрессивную политику конфиденциальности данных.

Что, если бы следующее поколение публичных социальных сетей могло бы быть построено на Clubhouse? Что, если бы они объединяли людей и демонстрировали не только их голоса, но и прямые видеотрансляции их лиц, не собирая их данные и не разжигая конфликты и возмущение?

Поднятые брови. Улыбки. Нахмуривания. Именно они отличают людей от всё более сложных языковых моделей и чат-ботов с искусственным интеллектом, таких как ChatGPT.

В конце концов, разве что-то, что вы не можете сказать, глядя другому человеку в глаза, стоит того, чтобы говорить об этом вообще?

Ааруши Бхандари — доцент кафедры социологии Дэвидсон-колледжа.

The Conversation — независимый и некоммерческий источник новостей, аналитики и комментариев от научных экспертов.

Первоисточник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваш комментарий. ASI очень ценит его.