Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Литературный праздник «Белые журавли» учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник памяти о поэтах, павших на полях сражений всех времен и народов.
В детстве Расул Гамзатов любил слушать рассказы Гамзат Цадаса о знаменитом Шамиле, который имел восемь ранений сердца и умел одним ударом шашки рассечь всадника вместе с конем; о храбром Хаджи-Мурате, о котором Лев Толстой написал свою прекрасную повесть; о легендарном гидатлинском Хочбаре; о чохском красавце Камалиле Башире, от которого, как от горящей лампы, тень не падала на землю; о певце любви Махмуде, чьи песни стали талисманами для всех влюбленных юношей и девушек гор. Эти народные легенды, сказки и песни на всю жизнь оставили свой след в сердце поэта, стали для него вещими страницами большой истории его маленького народа. Народа, в котором рождаются настоящие мужчины, а не трусы.
Когда он был школьником, по настоянию Гамзата Цадаса он читал в своем ауле «Хаджи-Мурата», тут же переводя его на аварский язык. Многие говорили, что человек не в силах создать такую правдивую книгу, и что, наверно, ее создал сам Господь. Потом Расул учил наизусть басни Крылова, по нескольку раз перечитывая «Хамелеона» Чехова, «Деревню» Пушкина в переводе все того же Гамзата Цадаса.
В институте Гамзатов «влюблялся» в разных поэтов: то в Блока, то в Багрицкого, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в Цветаеву, в аварца Махмуда и немца Гейне. И даже Пушкин, Лермонтов, Некрасов находили место в его сердце. В Москве, он научился держать в руке перо и правильно сидеть. Позже он напишет: «Если к прекрасной аварской поэзии я прибавил хотя бы три камушка, если в моих стихах есть столько огня, что его хватит для того, чтобы прикурить три папиросы, то всем этим я обязан Москве, русской литературе, моим друзьям и учителям».
Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. С Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре. «Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда», – говорил Расул Гамзатов.
Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов».
Сегодня Великого Поэта нет среди нас, но его дух не ушел в Космос, а остался среди нас, на Земле. В ком то другом, но таком же настоящем мужчине, каким был Расул.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за Ваш комментарий. Мы очень ценим его.