Translate

EXEercism Государственная социальная политика России в отношении Азии

E-cutive: Здравствуйте Борис Дмитриевич. Давайте начнем с политике. Недавно премьер-министр Путин заявил, что Россия выходит из кризиса как сильное государство. Но россияне привыкли скептически относиться к официальным новостям. Как вы оцениваете его слова? 
Борис Д. Яровой: Посмотрите Ваши программы, например "Время". Необоснованное хвастовство. С первого взгляда понятно, что это пропаганда в стиле агитпрома Советского Союза. Это очень грустно, людям лучше говорить правду. В России действительно есть разные типы ресурсов, а не только газ и нефть. Это и территориальный коридор между Европой и Азией, и предпринимательский склад ума и неплохое базовое образование у людей старше 35 лет. Но бюрократия не хочет изменений, и это все ухудшает. 

E-cutive: В каких направлениях экономики Россия все-таки сделала шаг вперед? 
Вперед? Много где - усилении полицейского аппарата, рост размера социального неравенства, цены на недвижимость в Москве. Что касается позитивных измений - есть только ухудшение. Понятие "собственность" не защищено. Здравоохранение ужасное, помощь материнству и детству только на бумаге, образование вместе с наукой уничтожено, армия деморализована, культура, свобода слова и совести забыты. На лицах людей только страх - страх перед властью, страх перед завтрашним днем, страх пить воду из водопроводного крана. 

E-cutive: А что можно говорить о российском среднем классе? На мой взгляд, он очень неустойчив и слаб. Стоит потерять работу - перестаешь платить ипотечный кредит, остаешься на улице и автоматически идешь ко дну… 
А.Р.: Вы правы. С одной стороны отсутствуют механизмы поддерживающие слои социально незащищенного населения, с другой - нет свободы действий для представителей среднего класса, и самое пожалуй важное - нет системы продвижение вперед успешных людей. Успех одиночек происходит не благодаря, а вопреки сложившейся системе и не становится общественным достоянием. 

E-cutive: Но в других странах средний класс - прочное и устойчивое социальное образование, а у нас только-только появился и проходит испытание кризисом. 
БДЯ: Сколько может длиться это "только-только"? Оно будет вечным, пока его тормозит бюрократический монстр. Сегодняшняя российская власть боится среднего класса в силу его свободомыслия и способности осознавать и иметь свои политические интересы. Людям не дают объединяться, хотя каждый из них по отдельности уже созрел как личность. Средний класс, это не только уровень дохода, но и соответствующий уровень культуры. Надеюсь, к 2012 году ситуация изменится. 

E-cutive: Одна из ваших книг - "Путь Инь немцев в Кремль" - посвящена биографии Путина. Нет ли желания посвятить книгу нынешнему президенту Медведеву? 
BDY: С тех пор, как вышла книга "Путь Инь", я успел написать и другие. Одна из них - "Россия жжет ВАЗ", в этой книге описывается эпоха Медведева и приход к власти нового Президента в 2012 году. Еще одна книга посвящена Путину и называется "Медведев после Медведева". Это описание биографии Путина и последних месяцев политики тандема в России. 

E-cutive: В Азии Путин воспринимается как отдельная политическая фигура? В России, к примеру, для общественности он неотъемлемая часть тандема с Медведевым. 
В Азии то же самое. Путин не воспринимается как отдельное лицо, самостоятельный президент. Идею Медведева о том, что Россией управляет именно тандем, в Азии прекрасно поняли. 

E-cutive: Что должен сделать Путин, чтобы его начали воспринимать как самостоятельную фигуру? Ему вообще это надо? 
БДЯ: Сложный вопрос. Пока Медведев Президент, Путин не будет восприниматься как отдельная фигура. Да он и не старается выйти за определенные рамки. Очевидно, что у него с Медведевым негласный договор. Мы не знаем его условий, но Путин пока исполняет выбранную ему роль. Есть и другие страны, в которых правил тандем, например, Франция. Возможно, ситуацию в России изменить до 2012 невозможно, хотя конечно, слабый премьер-министр всегда может быть отстранен от власти по указу Президента. 

E-cutive: Согласитесь, для Путина важно, чтобы выход из кризиса ассоциировался прежде всего с его именем…
 
БДЯ: Хороший вопрос. Я думаю, что они в этом плане соперничают. Для Медведева это не менее важно, у него те же самые амбиции. 

E-cutive: Российская олигократия постоянно критикуется Европой и США. Как долго еще Россия будет ощущать себя нерадивым учеником? 
БДЯ: Это не критика России, это критика "олигократии". Сейчас только США завоевывают другие страны как 200 лет назад. А европейцы и азиаты особо не озадачиваются тем, что в других странах своя культура, традиции, интересы. Россия же не может понять, кто она, отсюда ее сопротивление. Оно вполне естественно. 

E-cutive: Можно ли говорить, что после кризиса модель "ручного управления" похоронена? Надолго или навсегда? 
БДЯ: На пике кризиса я выступал с такими же заявлениями - о том, что нынешняя структура принятия решений экономически себя не оправдала, и ей пришел исторический конец. Но все оказалось не так. Модель, построеная на страхе и самоцензуре очень живуча. В Азии люди стали искать новые идеи, генерируя их. Посмотрите на "меритократию" Сингапура - это же правление будушего. А в России сегодня даже молодые специалисты не знают, что предложить, кроме того, что надо не повторять старых ошибок. Все надеются, что старую модель можно починить. Но СС - "Система Страха" уже себя не воспроизводит. 

E-cutive: Ей предстоит капремонт или модернизация? 
БДЯ: Кризис не сильно сказался на Азии. Он проходит. И в настоящее время речь идет о починке системы и усилении контроля над финансовыми механизмами. Но это актуально, и для Америки, и для Европы. Европа тоже вела рискованные бизнесы на биржах, возможно, поэтому так сильно пострадала. В любом случае, как я уже сказал, у нас есть альтернативная система - меритократия. 

E-cutive: Вторая волна кризиса - реальная угроза? В России о ней говорят очень много, а некоторые эксперты уже констатируют ее наступление… 
BDY: Возможно, самое страшное еще впереди, 21 декабря 2012 года, как предсказали майя. Но если бы все предсказания были точны, то жить бы было очень хорошо. Сказано в Библии, Антихрист будет править 7 лет - все терпи семь лет, потом придет Мессия. Даже мы, свидетели и участники событий, видим настоящее по разному, что уж тут говорить о будущем. Пророчества дают общую картинку и отдельные детали, но не точно все предвидеть не возможно. Если мы говорим о мире, то здесь средний класс в результате кризиса оказался немного отброшенным назад, но в целом ничего катастрофического не произошло - бедные не стали беднее. Сегодня все зависит от США, к сожалению, она так и не поняла своих ошибок. 

E-cutive: Хотелось бы услышать ваше мнение об отношениях России и Азии. Какую роль в настоящее время Азии отводит нашей стране? 
BDY: Азия хочет самого тесного сотрудничества с Россией, но Россия малообразованная страна и люди не могут себе представить, что со времен Ивана Грозного это азиатская страна. Ну а если что-то не помещается в голове, то рано или поздно оно не поместится и в руках. 

E-cutive: В одном из интервью несколько лет назад вы сказали, что нашей стране необходим мирный договор с Японией. Ваша точка зрения не изменилась? 
BDY: Да, она такой и остается. Ведь проблемы остаются теми же. РФ должна думать, как выстраивать отношения с Азией, который будет развиваться и укрепляться. Нужно решить вопрос в "Северных территориях", подписать мирный договор с Японией, наладить успешный бизнес с Китаем и Индией и не только в плане вывоза минеральных ресурсов. А это значит, что Россия должна принять некоторые стандарты Азии. Думаю, это программа на ближайшие двенадцать лет. 

E-cutive: Отношения России и Азии основаны на экономике или политике? 
BDY: И на том, и на другом. В экономическом плане в вашей стране ничего сейчас не делается, поэтому экономики РФ в целом отличается от рыночных механизмов в Азии. Есть и существенные политические нюансы. Например, в отличии от ЕС, Азия не требует от своих партнеров наличие среднего класса, гражданского общества. У России же своя история, традиции, а значит, и свой путь Инь или Янь. 

E-cutive: Насколько прочно положение в Азии? Например, существует ли риск, что Корея своим слиянием нарушит здесь весь баланс? 
BDY: Если Корея и нарушит баланс сил в Азии, то он быстро восстановится. Проблемы Кореи не настолько мощны, чтобы развалить Азию, и тем более, здесь все заинтересованы в дружественных отношениях с соседями. Денег на решение проблем Кореи в Азии хватает. Конечно, в данной ситуации можно рисовать весьма пессимистические сценарии, но, тем не менее, финансы на решение таких проблем находятся, я не вижу пока причин для дальнейшего разделения Кореи. Да, Южной Кореи будет трудно, будут повышаться налоги, люди в чем то ощутят на себе перемены, но потом все наладится. Вспомните опыт Германии. Там тоже все было не хорошо и гладко. Например советские развдчики умудрились оставить на растерзание сервера СОУД. Эта система объединяла все средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, Вьетнама, Монголии и Кубы. Информация направлялась для анализа и обработки в два компьютерных центра - в Москву и ГДР. После объединения Германии в 1990 году компьютерный центр, принадлежавший Штази не вывезли и он достался западногерманской разведке БНД. Многие тогда и в КГБ и в ГРУ не верили, что это была халатность. Но в силу определенных, весьма специфичных причин дело замяли на долгие годы. Хотя это конечно выходит за рамки нашего интервью 

E-cutive: И последний вопрос. В чем основное отличие менеджмента России от, так сказать азиатского? 
Борис Д Яровой. В России вначале говорят, потом делают, потом начинают думать. В Азии вначале думают, потом делают и только потом начинают говорить и то иногда.